Что дает научная деятельность?

Коллектив, в котором снимаются возрастные проблемы

Известно, что для ребенка возраста 14-18 лет главным условием для формирования его личности является та социальная среда, тот детский коллектив, в котором он существует. Если в этом коллективе все направлено на созидательную деятельность, если перед каждым ребенком поставлена вполне конкретная задача, то на второй план уходят возрастные подростковые проблемы. Ребенок самостоятельно начинает стремиться к творчеству, личностный рост осуществляется гармонично, компенсируются недостатки характера, которые могли бы возникнуть в условиях не заполненного трудом дня. Жизнь любого научного ученического коллектива определяется сформулированной каждому школьнику научной проблемой, которую нужно решить в течение одного года -двух лет. Личность в научном коллективе стремится к постоянному поиску. Созидательная деятельность, связанная с научными исследованиями, рождает в подростковой среде ценности, не характерные для других детских коллективов. Прежде всего - это ценность интеллектуальной деятельности. Если такая деятельность становится коллективным внутренним решением, то детская среда формирует личность, убежденную в ценности знаний. Это знание сохраняется с человеком на всю жизнь, становится устойчивым мировоззрением, ориентированным прежде всего на интеллектуальное развитие. 

Гармоничная система взаимоотношений в научной среде

Взрослые научные коллективы всегда более гармоничны, чем любые другие профессиональные сообщества: cотрудничество с равными себе учеными, научные результаты которых могут быть важны и интересны для других членов коллектива, рождает дружескую атмосферу. Действительно, любой исследователь счастлив, когда его работами интересуются, когда их читают, когда его статьи востребованы.

В детских научных коллективах творческая атмосфера среда также формирует начала сотрудничества. На семинарах подростки учатся разбирать серьезные задачи, активно участвуя в процессе со-творчества, делятся между собой промежуточными результатами своей работы. В такой системе сотрудничество преобладает над конкуренцией, поскольку все занимаются разными проблемами, представляя свои результаты только на этапах взаимодействия. В результате каждый чувствует себя уникальной личностью, существующей в атмосфере равноправного партнерства. Традиционная школа, наоборот, ориентирована на специализированные группы учеников: классы или профильные направления, внутри которых нет механизмов сотрудничества. Это часто ведет к антагонистическим отношениям между учащимися, конкуренции и, в конечном счете, к пресловутому спортивному соперничеству. В лучших научных кружках и школах сделана попытка учесть недостатки традиционной школы и выстроена другая модель детского коллектива.

Навыки общения в разновозрастном научном коллективе

Научное общение в рамках подготовки к Конкурсу включает в себя учащихся, студентов, аспирантов, молодых ученых, преподавателей вузов, профессоров и доцентов ВУЗов, других научных и учебных организаций. Все это люди разных возрастов. Общаясь с коллегами на семинарах, в летней школе, на конференциях, ребенок приобретает навыки общения с высокоинтеллектуальными людьми разных поколений, чувствуя себя партнером по отношению ко всем, кто занят интеллектуальной деятельностью.

Авторитет научных руководителей как основа доверия к передаваемой системе знаний

Когда школьников обучают ученые , профессионалы в своей области и авторитеты в научной среде, у подростков рождается доверие к передаваемой системе знаний, которое, естественно, переносится на все дисциплины, изучаемые в школе. Когда доверие воспитано, у человека появляется потребность повышать свой образовательный уровень и дальше.

Фундаментальный подход - основа обучения и ведения научных исследований

Особый вес в научных коллективах имеют научные кураторы – руководители направлений, и научные руководители школьников. Реализуя фундаментальный подход к образованию, они делают его центральной идеей преподавания всех предметов в школе. В этом случае школьник также учится переносить свои знания на многие другие области, в том числе прикладные, может создавать научные исследовании, имеющие практическую ценность.

Научное исследование в школе - начало карьеры

Тех ребят, которые вышли на конкурсы и конференции с серьезными научными разработками разных областях (физике, программировании, химии, математике), ценят руководители компаний и предприятий. Они обязательно присутствуют на ярмарках научных исследований школьников и приглашают старшеклассников работать в их компаниях, ведь именно исследовательский труд, связанный с решением научной проблемы, воспитывает умение долго работать над задачей, придумывать собственные методики для ее решения, учит навыкам работы в коллективе, рождает другие важные профессиональные навыки.

В основе профессионального общения - обучение презентациям проектов

Необходимость отстаивать свои научные убеждения в коллективе заставляет школьника вырабатывать навыки профессионального общения: умение выступать публично, вести дискуссию, презентовать свой проект, оформлять его в форме тезисов. Каждый школьник предполагает возможность делать презентацию на международной конференции, поэтому особым статусом в школьной научной среде обладает иностранный язык. Высокий уровень выступлений юных ученых в первую очередь связан с изменением отношения к языку как к средству познания мира и важнейшему инструменту общения.

Изменение качества отношений между родителями и детьми

Параллельно с утверждением своей новой роли в детском коллективе юный ученый получает возможность привнести в атмосферу своей семьи новое качество отношений. Ребенок, деятельность которого выходит за рамки обычной школьной, вызывает к себе уважение со стороны всех членов семьи. Теперь они вовлечены в деятельность школьника, понимают всю важность и сложность его учебного труда, взаимодействуют с ним, уважая его интересы. Возникает больше поводов для творческой деятельности родителей и детей, общих тем для общения, существенно обогащаются сферы семейных интересов и ценностей. Если же школьник одерживает победу на конкурсе или конференции – это становится основанием для особой семейной гордости. Родителям в этом случае остается только компенсировать возможные проблемы, связанные с проявлением детской гордости, которые быстро уходят при правильном нравственном воспитании.

Осознание своей миссии

Несомненно, для человека, еще в школе создавшего научное исследование под руководством коллег и одержавшего победу на международном уровне, понятия «семья», «родина», «школа» не будут пустыми словами. Закономерность, связанная с тем, что большинство школьников, принявших участие и победивших в финале Intel-ISEF в США, занимается научной деятельностью и работают именно в России, объясняется, с точки коллектива ЛНМО, именно этим. Действительно благоприятная среда, в которой школьник воспитывается как дома, так и в школе, не только формирует успешного человека, способного добиваться поставленных целей, она воспитывает гражданина, осознающего, как его деятельность связана с жизнью школы, города, страны.