Балтийский научно-инженерный конкурс

Балтийский научно-инженерный конкурс

РЕЗОЛЮЦИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ   СЕССИИ “ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, ВУЗОВ И БИЗНЕСА: СИТУАЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РЕГИОНАХ”

В РАМКАХ БАЛТИЙСКОГО НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНОГО КОНКУРСА-2019 года

Участники мини-конференции и стратегической  сессии, которая собрала 5 февраля 2019 года  более 100 участников — представителей науки, образования и бизнеса из 56 регионов России,  обсудили проблемы, которые стоят перед организаторами научной и проектной деятельности школьников, и приняли резолюцию:

  1. Фонд “Время науки” и научные руководители Балтийского конкурса, руководители региональных отборочных соревнований Конкурса, руководители  образовательных проектов, эксперты, руководители вузов, компаний и предприятий осознают необходимость создания сообщества, члены которого готовы объединяться для решения проблем, связанных с  научной и проектной деятельностью школьников, для обмена опытом, осуществления методической, организационной, ресурсной поддержки его членов.
  2. Настоящая резолюция основана на материалах, полученных на мини-конференции и стратегической сессии,  и должна повлечь за собой создание сообщества.
  3. Сообщество будет призвано  развивать долгосрочные и системные проекты по организации  исследовательской и инженерной деятельности школьников.
  4. В условиях утраты  мотивации к получению образования, являющейся характерной чертой современной школы, любая проектная и исследовательская деятельность  создает широкий спектр возможностей для большого числа детей. Различные формы созидательной деятельности значимы для привлечения школьников к получению качественного  образования и построению профессиональной и научной карьеры. Одаренные школьники — исследователи, а также участники проектных школ, летних профильных смен, краткосрочных  курсов с созданием небольших инженерных проектов, проявившие стремление развиваться в области инженерной деятельности, нуждаются в фундаментальном образовании, в развитии исследовательских способностей,  в участии в долгосрочных проектах, предполагающих высокие стандарты и высокое качество результатов работы.
  5. Сообщество, формирующееся вокруг Балтийского научно-инженерного конкурса,  должно способствовать такому выявлению мотивированных и одаренных детей и системной работе с ними в целях формирования научной и инженерной элиты страны.
  6. Сообщество руководителей исследовательской и проектной деятельности школьников нуждается в формировании стандартов научной-исследовательской и проектной деятельности и должно вырабатывать  такие стандарты внутри Сообщества за счет усилий лидеров в системе образования, формирующих традиции с 90-х годов и устанавливающих стандарты оценивания за счет высокого качества представляемых проектов  и исследований.
  7. Необходимо создавать сообщество  экспертов для осуществления значимой оценки  проектов и исследований школьников, учитывающей иерархию базовых учебных проектов, краткосрочных  проектов, научных и реальных инженерных проектов, значимых личностных социальных проектов, а также осуществлять помощь в проведении такой экспертизы в регионах. В частности, организаторам Балтийского научно-инженерного конкурса необходимо в двухмесячный срок  обратиться с письмами руководителям крупнейших предприятий различных отраслей промышленности Санкт-Петербурга с целью привлечения к экспертизе проектов и исследований финалистов Конкурса — 2020 года лучших специалистов этих предприятий и публиковать данные об участии представителей компаний и предприятий в Балтийском конкурсе.
  8. Ревизия  научно-исследовательских и инженерных центров, работающих в России со школьниками с 90-х годов, не была проведена,  поэтому сегодня необходима самоорганизация таких центров, особенно в рамках сообщества, складывающегося вокруг Балтийского конкурса с 2005 года, для  представления и обмена опытом создания и реализации таких проектов.
  9. Выявление таких практик и обмен опытом необходимо осуществлять в рамках организуемого сообщества через личные усилия каждого ее члена.  Проекты систематичного обучения одаренных учащихся, проведения с ними долгосрочных научных исследований или сложных инженерных проектов должны представляться  общественности для использования и тиражирования в целях популяризации науки среди молодежи и формирования кадровой элиты страны.
  10. Особенное внимание необходимо уделять образовательным проектам,  обеспечивающими высокий уровень работы над реальными задачами, стоящими  перед обществом, задачами компаний и предприятий, реализующими возможность работы  на реальном производстве, с высокими стандартами качества, так как именно такие проекты позволяют создавать инженерную элиту.
  11. Особую роль в сообществе должны занимать руководители отборочных региональных соревнований Балтийского научно-инженерного конкурса. Проведение  совещаний в форме вебинаров и очных встреч не менее 2 раз в год, публикация результатов своей работы, анализ существующих тенденций в сфере научной и проектной деятельности школьников должны стать обязательными элементами работы сообщества.   
  12. В рамках проведения Балтийского научно-инженерного конкурса необходимо провести анализ работы каждой секции и опубликовать  в двухмесячный срок статьи по работе научного жюри каждой из секций в 2019 году.
  13. Необходимо развивать сеть проектов по взаимодействию школ с бизнесом, научными лабораториями,  вузами, в основе которых — подготовка юридической базы для взаимодействия, долгосрочная работа по созданию образовательных программ,   подготовка материально-технической базы для проектной и исследовательской деятельности школьников, осуществлять обмен опытом между такими проектами.
  14. Необходимо создание интернет-платформы для популяризации научной деятельности, обмена опытом и вовлечения как можно большего числа заинтересованных в создании реальных инженерных или полноценных научных исследований в школьной среде для формирования научной и инженерной элиты. Возможно использование сайтов и страниц в социальных сетях  научных конкурсов, в том числе Балтийского научно-инженерного, для публикации информации о лидерах научной и проектной деятельности школьников, региональных отборочных соревнованиях.
  15. Сообщество оставляет за собой право обращаться в органы государственной власти с резолюцией, а также запрашивать информационную, организационную  и финансовую поддержку в целях развития проектной и исследовательской деятельности школьников. Главной темой таких обращений должна стать тема льгот победителям, призерам и финалистам  научных соревнований, длительное время работавших над проектом или научным исследованием. Успехи юных исследователей и инженеров, в отличие от детей с ярко выраженным олимпиадным мышлением, до сих пор не учитываются при поступлении в вузы, хотя за 30 лет развития проектной и исследовательской деятельности школьников в России выработаны критерии оценивания такой деятельности, а студенты, имеющие опыт научных исследований в юношестве, успешно  реализуют себя как в обучении в вузе, так в науке и в дальнейшей карьере.
  16. Сообщество отмечает, что в последние годы благодаря усилиям различных организаций — Кружкового движения, Проектного офиса олимпиады НТИ и других — сформировалось качественно новое отношение к проектной и исследовательской деятельности школьников. Полученный опыт необходимо распространять не только на проектные центры работы с одаренными детьми, но расширять и преобразовывать в  школах и образовательных центрах, где работают команды, владеющие методиками и организационным опытом создания системных образовательных проектов. Значимых успехов в проектной и исследовательской деятельности можно достичь, не ограничивая себя одной целью и не останавливаясь только на одаренных школьниках, уже сумевших заявить о себе.

На мини-конференции участниками в процессе дискуссии участниками были  также сформулированы следующие тезисы о ситуации, связанной с проектной и исследовательской деятельностью школьников в России:

  1. Возникший в последние годы интерес к проектной деятельности школьников, осуществляемой в рамках дополнительного образования школьников, зачастую  оторванного от основного и вызывающего  в результате иллюзию необязательности системных знаний, может привести к утрате традиций создания долгосрочных исследований и проектов, связанных с использованием больших интеллектуальных, организационных, материальных ресурсов, если не будет связан с созданием  системы взаимодействия общего, дополнительного образования и академической науки, а также бизнеса.
  2. Следует обратить внимание на риск утраты традиций системной работы со школьниками: обобщать и систематизировать опыт организаций, которые ведут со школьниками сложные научные исследования, демонстрировать опыт таких организаций, рассказывать о методиках и принципах организации работы над долгосрочными исследованиями, делая акцент не  только на вершине такой практики — дополнительном образовании, собственно исследовательской и инженерной деятельности, но и на качественном общем образовании.
  3. В России создаются проекты, объединяющие компании, академическую науку  и школу, основанные на системном подходе. В основе проектной и исследовательской деятельности школьников по решению реальных научных и инженерных проблем  компаний и предприятий — работа в рамках образовательных программ, реализуемых как в общеобразовательных школах, так и в некоммерческих центрах дополнительного образования с привлечением педагогов и методистов.

Например, является инициатором и объединяет в единую систему привлечения школьников к инженерным специальностям Уральская горно-металлургическая компания и УГМК-Холдинг во главе с генеральным директором Андреем Анатольевичем Козицыным. В Верхней Пышме развернут комплексный проект, объединяющий в себе соревнование “Инженериада УГМК”(Инженериада УГМК — уникальный научно-технический конкурс проектов по актуальным производственным и иным задачам предприятий Уральской горно-металлургической компании и территорий их присутствия), работу проектных групп школьников под руководством наставников — сотрудников предприятий —  над реальными инженерными задачами и сеть инженерных классов в школах региона. Подобная системная работа позволяет школьникам  создавать реальные инженерные проекты, технологии, востребованные в компаниях УГМК-холдинга.

Балтийский научно-инженерный конкурс, в рамках которого проводилась Стратегическая сессия, также вырос из комплексного образовательного проекта, объединяющего в свою очередь школу, вузы и академическую науку. Система научных семинаров и спецкурсов, которая является вершиной общего и дополнительного образования в Лаборатории непрерывного математического образования, — создана по инициативе директора ЧОУ ОиДО “ЛНМО” и Президента Фонда “Время науки”  Ильи Александровича Чистякова и позволила ему за счет усилий выпускников школы не только воспитать целую плеяду молодых ученых, но и создать целую систему научных соревнований для школьников, привлекающих к научной деятельности молодежь.

Таких проектов в России много, однако опыт таких негосударственных центров, центров дополнительного образования, работающих со школьниками с 90-х годов, не учтен и не систематизирован. Необходима система передачи опыта таких проектов  другим организациям, особенно в них нуждается негосударственная некоммерческая сфера (Мария Чистякова, ЛНМО, Фонд “Время науки”).


3. Руководители научной деятельности школьников сегодня должны объединиться, потому что привносят в существующие образовательные модели смысл и цели. Осознание своей миссии и своей высокой роли  должно поддерживать сегодня людей, которые занимаются наукой со школьниками в условиях, когда система образования полностью разбалансирована. Необходимо объединение людей, которые проводят научные конкурсы и соревнования для школьников, так как даже на уровне проведения шести отборочных этапов на Всемирный смотр-конкурс научных и исследовательских проектов школьников возникают противоречия, связанные с отсутствием регламентов и общих требований (Игорь Васильевич Столяров, Руководитель регионального отборочного соревнования Балтийского конкурса, г. Саров).  

4. Возникшая мода на участие в технологических соревнованиях приводит к утрате методических принципов создания проектов и исследований: например, к  расхождению целей исследования или проекта и его результатов, к другим методическим ошибкам, связанным прежде всего с некорректной работой научных руководителей (наставников) школьников. Подобные проблемы жюри  различных соревнований отмечает у большинства проектов и исследований. Необходимо возрождать методическую базу для поддержания высокого уровня проектной и исследовательской деятельности (Алексей Вадимович Корнилов, Москва)

5. К вопросу о создании научных исследований в школе. Научное исследование  высокого уровня возможно только тогда, когда к работе со школьниками привлекаются  грамотные руководители — научные сотрудники научно-исследовательских институтов, люди, причастные к научной деятельности и знакомые с методической и организационной базой для создания исследования. Необходимо выстраивать точки взаимодействия между школой и научными институтами для формирования традиций школьных  научных исследований (Вячеслав Юрьевич Коптев, ИЭВСиДВ СФНЦА РАН, Руководитель Регионального этапа Балтийского конкурса, п. Краснообск, Новосибирская область)

6. Школьная проектная деятельность остается замкнутой “в себе”, а значит, приобретенный школьниками опыт не будет использован в реальной профессии, на реальном производстве, в научных лабораториях. Необходимо переориентировать деятельность школьных проектных коллективов под задачи конкретных предприятий, и следовать в этой работе требованиям реального производства. Для этого есть все возможности, если грамотно налаживать связи между школой и предприятиями, привлекать специалистов, работающих на реальном производстве.  Сегодня проектная и исследовательская деятельность школьников, если и приобретает ориентацию на решение задач компаний и предприятий, не имеет цели решения этих задач как реальных, актуальных для современного общества, все более приобретая игровые формы, что не позволит сформировать кадровый резерв для современной российской промышленности. (Дмитрий Николаевич Овсяницкий, ИП Овсяницкий Д.Н., Студия «Ожившая механика», Челябинск)

7. Российские компании, которые сегодня  делают попытку подключиться к проектной и исследовательской деятельности школьников, не имеют внятных мотивов для такой работы. Руководителям компаний не очевидно, в каком объеме для школьников посильна проектная работа, как она может быть встроена в существующие нагрузки, почему школьнику необходимо  решать задачи компаний и какова выгода компании. Та работа, которую проводит компания Диджитал Дизайн для поддержки проектной деятельности в школе, — это пробный камень для того, чтобы выявить ориентиры и подходы. (Андрей Вадимович Ельонышев, Заместитель директора компании “Диджитал Дизайн”)

8. Российские компании во многом являются заложниками проблем, существующих в современной системе образования. Государство фактически устранилось от решения назревших проблем в области образования, поэтому на плечи руководителей компаний ложится обязанность поддерживать качественное образование хотя бы у детей, мотивированных к проектной и исследовательской работе. Компании могут и должны давать системе образования необходимые ориентиры для получения качественного образования и грамотной работы над проектами и исследованиями, миссия руководителя — вкладывать средства в систему образования, даже если эти вложения не окупятся (Василий Александрович Лукашов, ООО “Инновационные комплексные системы”)

9. Разрыв между школой и  реальными задачами общества, а также бизнеса, производства — чудовищный.  Создавая проект или исследование, школьник и научный руководитель двигаются по пути, понятному и привычному для школы, из-за чего все силы бросаются на развитие творчества. В результате дети заняты не решением реальных задач общества, а сплошной имитацией. Просто потому, что и заказчиками, и исполнителями “реальных задач” являются представители  школы, не представляющие себе требований реального бизнеса, реального производства, реальных заказчиков. В итоге оценивается не реальность решения, а мифические показатели развития творчества ребенка. Между детскими проектами, которые выполняются в школе, и реальной жизнью образовывается пропасть, которая только увеличивается. Мы с удовольствием множим и оцениваем детские творческие проекты, весь смысл которых — творчество ради творчества, в то время как реальные задачи общества, которые вполне готовы решить дети, не решаются. С другой стороны, в результате такой деятельности выпускники, приходящие в бизнес, оказываются совершенно не готовы к продуктивной деятельности, поскольку привыкли, что их оценивают с позиции творчества, а не конкретной пользы, которую должен принести их проект. Необходимы инициативы, которые во главу угла ставили бы  решение реальных задач, с независимым контролем их выполнения. (Алексей Вадимович Корнилов, Москва)

10. Школа, не имея ориентиров, утрачивает смыслы образовательной деятельности. В свою очередь компании, не имея механизмов влияния на  систему образования, прежде всего школьного, существуют в рамках кадрового кризиса, без возможности преодолеть этот разрыв.

Необходимо искать пути преодоления этого разрыва. Смысл встречи научных руководителей и руководителей региональных конференций — в поиске этих мостов для выстраивания взаимодействия, которые позволят преодолеть общий нарастающий кризис и повысить качество проектной и исследовательской работы. Мне представляется, что проектная деятельность как раз и должна дать такой ориентир. Если мы сумеем убедить представителей бизнеса, представителей реального сектора в том, что очень важно ставить задачи перед школьниками, важно выслушивать их, пусть пока и беспомощные, попытки решения, в том, что очень важно дать понять сегодняшним школьникам, каковы критерии и ориентиры успешности сегодня, то мы получаем правильный вектор, в котором будет двигаться школа.

Если этого не произойдет, школа по прежнему останется замкнутой в себе сектой, которая дает абстрактные знания, не имея ни малейшего понятия, нужны ли они, востребованы ли они обществом. (Анатолий Альбертович Шперх, Школа инженерного мышления, ЛНМО, г. Санкт-Петербург)


11. Компания “Центр лазерных технологий”, работающая в сотрудничестве с  петербургскими вузами и сформировавшая методическую, организационную и материально-техническую базу для работы со школьниками, убеждена, что системная работа со школьниками, инициатором которой является наукоемкая компания, возможна при условии объединения усилий со стороны лучших производственных кадров  компаний и сотрудников школ. Образовательные программы и ресурсная база, которая в этом случае создается, будет наиболее эффективной. Таким образом, реализация образовательной модели, когда компания — вуз — и школа объединены для решения конкретных производственных задач возможна, и эффективно работает в случае, если соблюдаются интересы компании и вуза как заказчиков и ресурсной базы процесса. (Ольга Валерьевна Величко, генеральный директор ООО “Центр лазерных технологий”)

11. Компания Газпром нефть разрабатывает комплексные проекты по взаимодействию с вузами, начинает работу по поддержке школьных научных молодежных коллективов (об  этом свидетельствует спонсорская поддержка Балтийского научно-инженерного конкурса). В рамках работы с вузами компания формировала различные формы сотрудничества. В зависимости от активности позиций руководства вузов, специфики вузов, принадлежности к “инновационному поясу” и других особенностей были выделены партнеры по НИР, разовые партнеры, площадки по подготовке кадров, и площадки для долгосрочного взаимодействия. Подобная схема взаимодействия компаний  с молодежными научными коллективами может быть опробована для школ, а также для разноуровневых молодежных коллективов, включающих в себя школьников, студентов, аспирантов и состоявшихся ученых (Павел Павлович Сорокин, компания Газпром нефть).

12. Важным начальным этапом развития школьников, занимающихся впоследствии инженерно-техническими проектами,  является развитие у них сопутствующих профессиональных навыков. В отсутствии навыков (без их применения) проекты представляются выхолощенными, пустыми, сказываются различными негативными явлениями текущего периода. (Василий Васильевич Зуйков, Москва)

13. Школьники-исследователи и инженеры, подтвердившие высокий уровень своей работы,  в отличие от ребят, имеющих олимпиадные достижения, не могут весомо использовать свои успехи на   научных конкурсах, профессиональных соревнованиях при поступлении в вуз, что является существенным тормозом для развития проектной и исследовательской деятельности школьников.  Активного стимула в системе образования в виде бонусов для поступления в вуз научная и проектная деятельность школьников, а также достижение высоких профессиональных навыков не влекут. На текущий момент инженерные вузы могут дать абитуриентам за различные успехи, не связанные с общей школьной программой, через Индивидуальные достижения не более 10 баллов. В отличие от инженерных направлений профессионального обучения, есть большой список профессиональных направлений (театральных, художественных, музыкальных и других), в которых абитуриент  за начальное профессиональное развитие может получить дополнительно до 310 баллов к результату от ЕГЭ. Тема об увеличении “Индивидуальных достижений” до 25 баллов уже поднималась на встрече Президента страны с лауреатами Всероссийского конкурса “Учитель года” (5 октября 2017 года), нашла поддержку со стороны Президента, но вопрос до сих пор так и не разрешился http://kremlin.ru/events/president/news/55782.   В конкурсном приёме инженерных вузов необходимо увеличить  величину Индивидуальных достижений. Перечень индивидуальных достижений широко наполнять разными успехами абитуриентов (формировать портфолио свидетельствами, сертификатами, дипломам за победы в научных конкурсах и конференциях, по формированию навыков исследователя,  по освоению начальных профессиональных навыков, полученных через систему дополнительного образования (Кванториумов, ЦМИТов и далее),  различных конкурсных мероприятий профессионального мастерства (например, Молодые профессионалы WSR), а также за сдачу профессиональных или творческих испытаний.  (Василий Васильевич Зуйков, Москва)

14. Как резюме всех пунктов — необходимость обучения педагогов, инженеров, руководителей проектов, а также организаторов мероприятий такого рода на основе единых методологических подходов (Ольга Смирнова, начальник управления по работе с персоналом ООО “УГМК-Холдинг”)

На стратегической сессии, состоявшейся по итогам обмена мнениями на мини-конференции, фактически были сформулированы и другие  проблемы:

Не проводится работа по формированию методик исследовательской деятельности с детьми, критериев оценивания сложных научных и технических проектов, создаваемых в школе. Отсутствие систематичной работы приводит к размыванию основополагающих принципов проектной и исследовательской деятельности со школьниками.

Некоммерческие центры дополнительного образования и исследовательские центры не имеют возможности использовать помещения государственных школ, пустующих в вечернее время, так как система лицензирования заставляет НКО готовить документы не менее чем в течение 1 года для оформления договора аренды и лицензии. Вопрос об изменении правил использования помещений государственных школ негосударственными образовательными центрами, а также изменений правил лицензирования, ставится с 2015-2016 года (см. материалы конференций и семинаров с участием представителей Министерства образования и науки ММСО 2016 года), однако до сих пор никаких изменений в существующие регламенты не внесено.

Существующие регламенты в системе образования не дают возможности принимать на работу для преподавания в рамках дополнительного образования, научных спецкурсов инженерных дисциплин сотрудников НИИ, сотрудников компаний и предприятий, аспирантов и студентов без педагогического образования. Существующие практики привлечения таких специалистов к работе со школьниками влекут за собой административную ответственность руководителей образовательных учреждений, штрафы за несоблюдение законодательных норм. При этом только такие практики и дают ощутимые результаты проектной и исследовательской деятельности школьников. В качестве одного из вариантов выхода из подобной ситуации — разработать программу дистанционного обучения и переподготовки, и организовать возможность прохождения онлайн обучения по специальности “педагог дополнительного образования” с возможностью получения удостоверения о переподготовке и сертификата о присвоении специальности, государственного образца.

Фиксируется дефицит технических вузов прикладных специальностей, особенно готовых взаимодействовать со школьниками.

Нет работающей, неигровой модели взаимодействия бизнес — школа, позволяющей формировать единую среду, единые принципы работы со школьниками в рамках проектной деятельности и профориентирования.

В регионах нет системности в профориентационной работе со школьниками, нет формирования моделей различных специальностей.

Не сформирован кадровый запрос. У школ нет внятных ориентиров, в каких кадрах и с какими компетенциями нуждается современная промышленность, и наоборот, руководители компаний остро нуждаются в подготовленных и осознанных кадрах, имеют точечные потребности в узконаправленных отраслях, не имея возможности преодолеть эту проблему из-за отсутствия мостов между школой-вузом и компанией.

Не разрабатываются механизмы получения финансовой помощи от предприятий: компаниям невыгодно вкладывать деньги в образование, даже если это необходимо отрасли.

Компании, которые нуждаются в апробации, продвижении продукта и технологий сталкиваются с отсутствием мотивации как у руководителей системы образования, так и у конечных потребителей. Отсутствие мотивации к развитию — главная проблема системы образования, которую отмечали представители бизнеса на сессии.
Существующие форматы взаимодействия школы и бизнеса (игровые практики, лекции, мастер-классы от бизнеса, проектные школы, проектные кружка (ДО), хакатоны (форумы), технологические конкурсы и соревнования профориентационные классы/курсы/лагеря, центры (Фаблаб, STEM) для школьников) — это точечные проекты, за которыми нет выстроенной системной работы, объединяющей общее, дополнительное образование и другие общественные институты.

Участники Стратегической сессии, учитывая стремление к формированию высоких стандартов научной и инженерной деятельности школьников, в существующих условиях видят необходимость в реализации конкретных задач, например:

  • создания образовательного кластера, объединяющего прежде всего негосударственные и некоммерческие центры дополнительного образования и научные центры, работающие со школьниками в соответствии реальными задачами.
  • создания научно-проектных лабораторий смешанного типа (фундаментальные науки + бизнес + школьники)
  • создания сетевых лабораторий с университетами, где образовательными программами можно будет обмениваться через горизонтальные связи
  • создание образовательных программ, актуальных для компаний и предприятий для совместной работы со школами

Также на стратегической сессии прозвучали и другие предложения, актуальные для сообщества.

Я согласен с этой резолюцией:

  • Чистяков Илья Александрович, Президент Фонда “Время науки”
  • Дмитриев Дмитрий Владимирович, к.ф.н., Институт лингвистических исследований РАН, разработчик графовой базы знаний Knowdy
  • Чистякова Мария Вячеславовна, заместитель директора ЧОУ ОиДО “ЛНМО”
  • Лукашов Василий Александрович, генеральный директор ООО “ИКС”
  • Ельонышев Андрей Вадимович, заместитель директора компании Дигитал Дизайн
  • Зуйков Василий Васильевич, наставник (тренер/эксперт) команды школьников чемпионов РФ JuniorSkills 2018 года по компетенции Электроника, чемпиона РФ WorldSkills Russia (юниоры) в компетенции Электроника, проект “Сотвори звезду”
  • Смоленский Илья Вадимович, Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И.М.Сеченова РАН, Санкт-Петербург
  • Корнилов Алексей Вадимович, Москва
  • Смирнова Ольга с дополнениями и изменениями, начальник управления по работе с персоналом ООО «УГМК-Холдинг»,
  • Величко Ольга Валерьевна, генеральный директор ООО “Инновационные лазерные системы”
  • Дьяченко Василий Владимирович, генеральный директор “Фабрики лояльности”
  • Шперх Анатолий Альбертович, руководитель Школы инженерного мышления
  • Маркова Ольга Владимировна, Санкт-Петербургское региональное отделение ООО “Союзмаш России”
  • Коптев Вячеслав Юрьевич, кандидат ветеринарных наук, старший научный сотрудник ИЭВСиДВ СФНЦА РАН (п.Краснообск, Новосибирская обл.), Руководитель регионального этапа Балтийского конкурса в Новосибирской области
  • Ковалев Сергей Александрович, руководитель отборочного соревнования Балтийского конкурса, ГБОУ РК «Кадетская школа-интернат «Крымский кадетский корпус»
  • Шубенкова Екатерина Гарревна, один из организаторов и активный участник совместных образовательных проектов ОмГТУ-«Газпромнефть-ОНПЗ»: междисциплинарная квест-олимпиада, Школьный факультет, Школа юного исследователя,
  • Овсяницкий Дмитрий Николаевич, Студия «Ожившая механика»
  • Столяров Игорь Васильевич, координатор Балтийского научно-инженерного конкурса в г. Саров, Нижегородская область
  • Мищенко Андрей Николаевич, заместитель директора ГБОУ «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей»
  • Видякина Наталья Борисовна
  • Красавин Эдуард Михайлович, Руководитель регионального этапа Балтийского конкурса в Челябинской области
  • Старунова Ольга Александровна, Руководитель Московского регионального этапа Балтийского научно-инженерного конкурса — конференции “Силаэдр”
  • Дронзик Анна Борисовна, председатель оргкомитета Московского регионального этапа Балтийского научно-инженерного конкурса — конференции “Силаэдр”
  • Габбасова Эльза, методистГБУ ДО Республиканский детский эколого-биологический центрРеспублика Башкортостан
  • Пономарева Маргарита Михайловна, МКБ «Синтез»
  • Лугуева Ариза Садыковна, Махачкала, Республика Дагестан
  • Косенко Светлана Дмитриевна, Волгоград
  • Поярков Владимир Александрович, Инженер лаборатории школы 1502 при МЭИ
  • Польский Дмитрий Алексеевич, инженер, г. Пятигорск
  • Павленко Артем Владимирович , руководитель «Студии робототехники «РобоОмск»
  • Санжиева Дарима Сыреновна, Руководитель регионального этапа Балтийского конкурса в Республике Бурятия и Иркутской области
  • Строчилина Татьяна Владимировна, Руководитель регионального этапа Балтийского конкурса в Воронежской области
  • Павлова Елена Анатольевна, руководитель интеллектуально-мастерской «Нескучный сад», научный руководитель исследовательских проектов, тьютор, член Всероссийского общества психологов образования, г. Челябинск.